Блог
15.03.24

Как мы используем силу историй. Руководство к действию

Истории окружают нас повсюду: узнаваемые, уникальные, грустные и очень даже смешные. Мы можем их воспринимать, отрицать, глубоко возмущаться и сочувствовать. Истории – это больше, чем бизнес-кейсы или отзывы клиентов. Истории стимулируют наши чувства и вовлекают нас эмоционально и интеллектуально.
Как мы используем силу историй. Руководство к действию | ManGO! Games: заказать тренинг по продажам, переговорный чемпионат
Как мы используем силу историй. Руководство к действию | ManGO! Games: заказать тренинг по продажам, переговорный чемпионат
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Сегодня мы поговорим о книге Аннет Симмонс "Сторителлинг. Как использовать силу историй"

 

О книге

Если физики упорно доказывают всему человечеству, что окружающий нас мир состоит из молекул и атомов, - не верьте! Совершенно точно: мир состоит из историй, рассказанных людьми. Газетные статьи, легенды и романы, байки, сплетни, проповеди и реклама – именно это привлекает наше внимание. Книга Аннет Симмонс о том, как завоевать доверие слушателей, что слушатель ожидает услышать от рассказчика и как завоевать его доверие? Но самое главное: как можно использовать силу историй в своей жизни, при общении с друзьями, на работе и даже в воспитании!

Зачем читать

  • Узнать, в чем истинное значение историй и как стать «сильным» рассказчиком.
  • Научиться привлекать внимание самых нерадивых слушателей.
  • Избежать ошибок, которые часто допускают все начинающие рассказчики.

Сторителлинг в действии

Вспоминая примеры самых ярких рассказчиков, действительно убедимся, что истории меняют ход событий. Шахерезада, благодаря сказкам, спасла себе жизнь. Иисус и Магомет несли в народ проповеди и таким образом изменили ход истории. Черчилль, Мартин Лютер Кинг, Нельсон Мандела умели произносить свои речи ярко и интересно, чем смогли вдохновить сотни тысяч людей по всему миру. Когда мы рассказываем друг другу истории, то они оказывают на нас большее влияние, чем мы предполагаем. Все мы становимся волей-неволей участниками или главными героями чьих-то историй. Эти истории могут сбивать нас с толку, воодушевлять, отнимают либо дают надежду. Рассказчиком историй сможет стать каждый. И 100%, что у вас имеется история, которая сможет вдохновить других. Желаете узнать эту историю?

Что значит история. Рассказчик

С точки зрения биологических понятий человек принадлежит к виду Homo sapiens или «человек разумный». Но в то же время не меньше оснований назвать человека «рассказывающий». Нас повсюду окружают смешные истории: в походе у костра, сплетни в курилке и на корпоративе, романы русских классиков, анекдоты. Только и слышишь «Помню, был со мной такой случай…». Каждая история вызывает определенные чувства и настроение.

Почему истории вездесущи? Да потому что это образ наших мыслей: мозг подмечает различную информацию, но всю запомнить не в состоянии. Поэтому хранит ее в виде небольших связных рассказов.

История сильнее фактов. Вспомним один важный период Великой депрессии, - в 1930 году, в США произошел биржевый крах, валовый продукт упал на 12,6%, в стране царил хаос и безработица, но мы это помним не по историческим фактам, а фильму Чарли Чаплина «Новые времена» и по роману Стейнбека «Гроздья гнева».

Истории сильнее нравоучений. Фраза о жадности, которая неминуемо вредит даже сильным мира сего, кроме скуки не вызывает никаких эмоций. Зато легендарный жадный царь Мидас при прикосновении обращал все в золото, обрекая себя на медленную смерть, другое дело.

История – инструмент влияния. Любая история построена на реальных или вымышленных событиях. Подробности о Троянской войне мы узнаем из древнегреческих мифов, несмотря на реально происходившие военные события. Наши воспоминания – это своеобразный компромисс между пережитыми событиями и выдуманными. Десятки психологических экспериментов по внушению ложных воспоминаний успешно подтвердили, при посещении Диснейленда, встречали Багза Банни (не смотря на то, что это не персонаж из этого мультфильма).

Объективных истин не существует, но, если история запала в душу хотя бы одному человеку, она становится для него истиной.

Любую историю отличает собственная точка зрения. Кто именно рассказывает историю имеет большое значение. Если бы история Белоснежки была рассказана от лица мачехи, она сразу же бы стала совершенно иной. Слушая историю, мы встаем на сторону рассказчика, воплощаемся и смотрим на мир его глазами. Именно из-за этого мы любим читать романы, смотреть фильмы и спектакли, - они расширяют наш кругозор и заставляют менять отношение к происходящему.

Важно: Истории – это инструмент, влияющий на происходящее. Факты не требуют подтверждения правоты. И вы ни в коем случае не сможете переубедить антиваксера, даже если завалите его медицинской статистикой.

Все из-за того, что у него в голове уже есть история, объясняющая мир в целом и ситуацию в медицине в частности. В его рассказе факты прилипнут к нему, как пластилин, неподходящие-отскочат, как мячик. Вы можете убедить врага сделать прививку только с помощью новой истории, которая переформатирует его сознание. Только тогда вы сможете поделиться с ним фактами.

Истории коварны, но незаменимы

Всякая история делает картину мира в наших глазах проще и понятнее. В этом есть как плюсы, так и минусы. Плюсы в том, что мир становится понятнее: В связи с этим люди отражают происходящее в мемуарах, ведут дневники. В этом они находят смысл жизни, свое предназначение. Минусы возникают, когда, следуя за историей рассказчика, мы упускаем множество подробностей и фактов, о которых тот умалчивает.

Почему же мы отмечаем, что истории имеют для нас большое значение? Все заключается в эмоциях. Именно эмоции вызывают в нас рассказанные истории (в противном случае все были бы довольны просто инструкциями). А поскольку по своей природе все люди иррациональны, все рациональное в нашем сознании проходит своеобразный досмотр.

Поэтому мы используем истории в различных ситуациях:

Собираемся ответить отказом. Предположим: аэропорт Домодедово. Задерживается посадка самолета. У диспетчера два возможных варианта сообщить об этом пассажирам. В первом он может просто сказать: «Вылет задерживается на пять часов», чем вызовет раздражение. Во втором, - «Вылет задерживается на пять часов из-за неблагоприятных погодных условий», - причина обозначит новый контекст возникшей ситуации, чем многих успокоит.

Откровенный ответ на каверзный вопрос поставит вас в неловкую ситуацию. В этом случае расскажите историю, которая расширит контекст ситуации. Так сделал 2000 лет тому назад Иисус Христос, когда фарисеи, желавшие побить камнями блудницу, услышали от него вместо однозначного согласия или протеста: Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень!»

Неоднозначность ситуации в моральном аспекте. Жизнь невозможно разделит на черное и белое, и в сложных случаях нам помогают двусмысленные истории. Читая Уильяма Шекспира, нас приводит в ужас поступок Отелло, и в тоже время мы сопереживаем главному герою. Кроме того, нас привлекает такая неоднозначность ситуации: чем категоричнее автор, тем меньше в его историю верят слушатели.

Необходимо мягко намекнуть кому-то о его некомпетентности. Сказать это открытым текстом – можно вызвать обиду собеседника. Произнести примерно такого плана речь «Когда-то давно я сам...» – почти наверняка вызывает симпатию.

Стратегия рассказчика «Могу ли я вам доверять?»Люди не нуждаются в новой информации, которую вы планируете до них донести. Больше всего в историях они ценят вдохновение и доверие. Слушая, они оценивают ситуацию: можно ли верить вашим словам? Особенно часто это возникает при общении с малознакомыми людьми, на первом свидании, например, или на собеседовании. Именно это определяет стратегию и развитие истории рассказчика.

Позвольте себя понять. Если вы хотите, чтобы окружающие посчитали вас остроумным человеком, рассмешите их. Таинственным – заинтригуйте. Здесь главное – как бы вы хотели, чтобы вас воспринимали. Ведите себя соответствующим образом и донесите это до своих слушателей. Не стоит перед слушателями лукавить, умалчивать свои истинные интересы. Объясните ситуацию вашего присутствия. Публика простит разные, даже эгоистические мотивы, если вы упакуете их в убедительную и душещипательную историю. Это прекрасно используют работники рекламных агентств. Они не скрывают от потребителей, что хотят что-то продать, но в то же время доносят свою информацию до масс таким образом, что слушатели начинают верить, что этот продукт – лучший. Получается, что одна ситуация не противоречит другой и хорошо рассказанная история не делает одних победителями, а других – проигравшими.

Расскажите о своем видении. Слушатели узнали о том, откуда вы, зачем доводите до них свою историю, но им не понятно, зачем она им и в чем их выгода. Как это повлияет на улучшение их жизни. Сможет ли ваша история людей думать о себе еще лучше? Если вы продвигаете благотворительную деятельность, каждый хочет казаться добрее и более щедрым человеком. Это чувство и следует подогревать в своих слушателях. Если рассказываете о собственном опыте, делитесь ценной информацией или обучаете, делайте это в доступной форме, на примерах, а не афоризмами. Бесполезно заявлять компаниям о служении обществу и альтруизме. Это не приведет к определенному результату. Но если в основу вашего выступления положена трогательная история о том, как сотрудники оказывают помощь дому престарелых, результат не заставит себя долго ждать. Проявите заинтересованность в окружающих и покажите, что способны предугадывать их мысли. Предлагайте готовые контраргументы, создайте новую миссию компании, избегая ситуаций споров по обсуждаемой теме. Таким образом вы обозначите перед людьми глубокое понимание проблемных вопросов. Такая телепатия «приветствуется». Перед тем, как проникнуться в душу своих слушателей, важно узнать свою собственную. Осознать противоречивость эмоций, непостоянство человеческой природы, используя примеры из личной жизни. Почувствовать суть того, что объединяет всех. Только в этом случае слушатели признаются: «Да, кажется, этому парню можно доверять... Так чего же он хочет...?

У начинающего рассказчика есть два основных страха: показаться слишком эмоциональным и потерять контроль над ситуацией, забыв себя. Поэтому до сих пор жива традиция говорить по бумажке, делиться собственными чувствами в офисе, подавать историю в виде инструкции, басни с непременной моралью в конце. Помните: публика должна «заразиться» вашей увлеченностью. Она простит вам любой логический провал, но не фальшь в голосе, и, тем более, скуку.

Главные качества хорошего рассказчика

Любопытство. Его интересует все остальное, что отличается от его жизни – поступки и привычки, проявления чувств, обычаи. Поэтому его рассказы раскрашены яркими деталями – он замечает то, мимо чего проходят другие.

Настойчивость. Молниеносный эффект от рассказанной истории происходит не всегда. Прежде чем женщины добились равного избирательного права, потребовались годы. И за это время произнесено множество убедительных речей. Если вы хотите стать опытным рассказчиком, будьте настойчивы, но не назойливы.

Он не является бельмом на глазу для публики. Выступления рассказчика – это уникальный штучный товар. Он не стремится комментировать какое-либо событие и сообщать свое мнение по поводу и без. Но когда он начинает говорить, то сразу привлекает всеобщее внимание.

Большое искушение рассказчика. Главное преимущество любой истории – запоминается ли она. Все остальное, к сожалению, или к счастью, играет незначительную роль. Вот почему каждая история — это ящик Пандоры: ее точные последствия предсказать сложно. Хорошие рассказчики осознают свою власть над своей аудиторией и используют ею с осторожностью.

В рассказе Хорхе Луиса Борхеса «Евангелие от Марка» миссионер на острове туземцев весьма успешно пытался привить местным жителям христианскую веру. И преуспел так, что сам оказался на кресте: туземцы приняли его за Мессию.

Хорошие рассказчики не обязательно рассказывают истории с наличием морали на высоком уровне. Гитлер превосходно умел привлечь внимание общественности; доходило до того, что публика приходила в восторг от его речей. Каждый человек, обладающий эмоциональным интеллектом и минимальной харизмой, должен понимать, всегда будут люди, готовые безоговорочно поверить в то, что он говорит. Проблема заключается в том, что самые ярые фанаты обычно наименее критичны. Вам нравится такая аудитория слушателей?

Цените в своих слушателях ум. Помните о силе эмоций, но также с уважением относитесь к критическому мышлению – в себе и других. Не навязывайте свои выводы. Пусть публика сделает свои. И прислушайтесь к тем, кого вам еще не удалось убедить – их позиция может вас многому научить. Рассказанная история может и не привести к желаемому результату. По какой-то причине ваши цели не будут важны для других. Вот он, повод спросить себя: действительно ли это важно?

Чем выше уровень самораскрытия в истории, тем более глубокую связь вы собираетесь установить со своими слушателями. Но есть также риск, что вы можете раскрыть слишком много и поставить себя в неловкое положение. С другой стороны, вы можете показаться слишком сильным и оттолкнуть или даже обидеть своих слушателей. Чтобы стать хорошим рассказчиком, нужно со временем научиться этому компромиссу.

Когда дело доходит до рассказывания историй, чем больше практики вы получите, тем лучше у вас получится. И не важно, где вы практикуете свои истории: в своей спальне или записываете себя для собственного просмотра. Как бы вы ни решили практиковаться, вот несколько советов о том, как получить максимальную отдачу от потраченного времени.

Начните с того, что перечислите некоторые из ваших любимых историй о себе. Они не обязательно должны быть очень подробными, просто что-то, чтобы оживить вашу память, например, «инцидент с лингвини». Хорошо, когда у вас есть одна-две хвастливые истории, но вы же не хотите, чтобы все ваши истории об идентичности были хвастовством. Это может сильно оттолкнуть, когда вы разговариваете с людьми, особенно с теми, кого вы не очень хорошо знаете.

Выберите одно самое любимое событие и перечислите важные элементы этой истории, которые приходят вам в голову. Запишите их в том порядке, который имеет смысл. А теперь спросите себя, как вы оказались в такой ситуации. Вот ваша предыстория. Это скелет вашей истории идентичности.

Теперь потренируйтесь рассказывать историю, не заглядывая в свои записи. Вы же не хотите, чтобы ваша история выглядела шаблонной или выглядела так, как будто вы читаете сценарий. Вы хотите записать ответы на вышеуказанные вопросы, но это больше для того, чтобы привести свои мысли в порядок.

Наконец, когда вы рассказываете свою историю в пустой комнате, вы должны обратить внимание на тон своего голоса. Ваша тональность поможет слушателю понять, когда вы реагируете эмоционально или достигаете кульминации. Используйте свой голос, чтобы передать чувства, которые вы хотите, чтобы испытали ваши слушатели. Вы всегда хотите звучать уверенно, даже если вы ведете себя глупо или уязвимо, потому что это покажет вашим слушателям, что все, что вы им говорите, является абсолютной правдой, независимо от того, насколько странно или нереально это может звучать.

Выделим некоторые основные моменты:

  • Никогда не начинайте рассказ с погоды: Никого не волнует погода, время суток, запах и т.д. – если только это не влияет напрямую на то, что на самом деле происходит в истории.
  • Начинайте с начала истории и заканчивайте в конце: Успокойся, Тарантино. Не вводите аудиторию в заблуждение, пытаясь начать в середине действия. Дайте аудитории четкое начало, середину и конец.
  • Никогда не используйте глагол, кроме «сказал», для ведения диалога: Не говорите «воскликнул», «взвизгнул» или «пробормотал». Разыграйте это сами! Вовлекайте людей в свою историю, заставляя их чувствовать, что они тоже были там.
  • Никогда, никогда не используйте интернет-язык в вербальном контексте: Не говорите «хэштег». Не делайте этого в своих историях и не делайте этого в обычном разговоре. Используйте язык тела, тон голоса и мимику, чтобы передать смысл.
  • Никогда не используйте слова «внезапно» или «весь ад вырвался на свободу»: Это просто клише. Вместо этого прервите себя и расскажите о том, что произошло внезапно. Обостряйте описание хаоса вместо того, чтобы говорить что-то вроде «весь ад вырвался на свободу». Вовлекайте их в историю!

Технология сторителлинга. Как оживить историю

Ценность рассказывания историй в бизнесе состоит в том, чтобы вызвать эмоциональный отклик у слушателя посредством узнаваемости, стремления или желания. Людей проще убедить, когда люди испытывают определенные чувства, для этого информация подается эмоционально, с использованием мимики, жестов, голоса.

Внимание: Неважно, разговариваете ли вы с аудиторией коллег, лидеров или клиентов. Хорошие истории привлекают, вдохновляют и побуждают людей принимать решения и действовать.

Голос. Интонации в голосе должны быть адекватны содержанию. Тексты, которые несут смысл отважного поведения, например, нельзя читать дрожащим голосом.

Жесты. Иной жест во сто крат ярче слов. Важно, чтобы слушатели воспринимали именно изображаемую картину, а не хаотичное движение рук. Для того, чтобы жесты выглядели естественно, нужно мысленно находиться внутри той ситуации, которую передает докладчик. Естественность жестов имитировать сложно, но с помощью определенных упражнений можно тренировать. Вот одно из них. Поверните кисть руки ладонью вверх, показав ее воображаемому собеседнику. Представьте, что у вас на ладони маленькая бархатная коробочка с обручальным кольцом, и вы делаете предложение руки и сердца. Представьте себе, как можно ярче и коробочку, и партнера, ощутите эмоции, которые вызывает эта сцена. Затем достаньте воображаемое кольцо и протяните его невесте ... Вы можете дополнительно поэкспериментировать с предметами на ладони: представьте, что вы держите маленького цыпленка, скользкую лягушку, мохнатого паучка... Чем живее в вашем подсознании возникнет эта сцена, тем более яркие эмоции нарисует ваше воображение и тем естественнее будут ваши жесты. Замечайте, насколько напряжена ваша поза во время рассказа, выпрямлены ли ваши плечи и спина? Забудьте о советах из пособий по поводу языка тела: даже такие категоричные жесты, как скрещивание рук на груди могут означать разные вещи. Руководствуйтесь своим индивидуальным образом, а не абстрактным словарем жестов.

Однако не пытайтесь переусердствовать в жестах. Вы не хотите выглядеть как один из тех надувных танцующих человечков с сумасшедшими руками, которые компании устанавливают на обочине дороги, чтобы привлечь клиентов. Но что еще более важно, не пытайтесь сдерживаться. Даже небольшое сдерживание обычно приводит к почти полному исключению жестов. Хотя лучшая стратегия для начала — это естественные жесты, вам также следует сохранять высокий уровень самоконтроля и отмечать свои типичные модели жестикуляции. Если вы заметили, что естественным образом тяготеете к одному конкретному жесту, постарайтесь их разнообразить.

Мимика. Главнейшим и самым сложным инструментом рассказчика является мимика. Человеческое лицо способно на тысячи различных оттенков выражения, по которым мы легко замечаем малейшие изменения настроения. Существуют целые области мозга, отвечающие исключительно за распознавание лиц. Мимика лица преодолевает возраст и культурный барьер: выражение гнева, печали, радости означают одно и то же для малышей и дикарей Папуа-Новой Гвинеи. Самое универсальное выражение, которое невозможно истолковать по-другому, – это улыбка. Ее невозможно сымитировать. Мы улыбаемся не только губами: улыбка требует сокращения мышц вокруг глаз, и сознательное управление этими мышцами невозможно. Так что неискреннего человека взгляд в любом случае легко выдаст. К тому же искренняя улыбка держится не дольше пары секунд (именно поэтому застывшая улыбка пугает). Любимая тактика Аннет Симмонс, и, наивысший уровень рассказчика – вызвать улыбку у самых угрюмых слушателей. Если есть время, расскажите свою историю на видео и просмотрите без озвучивания. Так возможно будет провести оценку мимики и поработать над ней, в случае необходимости.

Интонация. Одна из самых важных красок, которую мы используем по-разному в повседневной жизни. Всем рассказчикам следует уделить особое внимание интонационному рисунку рассказа. И – больше тренируйтесь. Попробуйте знаменитое актерское упражнение – скажите «Привет!» с десятком разных интонаций.

Темп и паузы. Они создают ритмический рисунок вашей истории и являются знаками препинания в разговорной речи. Главное – использовать время в соответствии с нормами: паузу не рекомендуется ни затягивать, ни сокращать. Готовясь к очередному рассказыванию истории, подумайте, может будет уместным добавить в нее немного молчания.

Важно воздействовать на чувства всех слушателей как словами, так и молчанием. Рассказывая страшную, душераздирающую историю о том, как вы провели ночь в зимнем лесу, изобразите свист ветра (если вы уверены в своих звукоподражательных возможностях). При воспоминаниях о своей любимой бабушке, расскажите, какой аромат разносился от свежеиспеченного миндального бисквита из детства. Говоря о ваших вкусовых предпочтениях, расскажите, как вам нравится пить чай вприкуску с лимоном. Нет! Вы не режете его на дольки, а откусываете от целого, наслаждаясь сочной мякотью… Все эти уловки пробуждают не только внимание слушателей, но и их подсознание. Тем больше ваша история будет восприниматься ими как их собственная.

Внимание: «Чтобы быть эффективным коммуникатором, вы должны всю жизнь собирать истории, поэтому, когда вам действительно нужна история, она всегда рядом, готовая к тому, чтобы ею поделились».

Все перечисленные способы потребуют практических навыков. Вам следует уделять особое внимание каждому – до тех пор, пока вы не почувствуете, что довели действие до автоматизма, что оно кажется вам естественным. Но никакое количество тренировок не отменяет ключевого принципа: вы должны рассказывать только ту историю, в которую верите всем сердцем. Жесты, мимика, поза - это в значительной степени сигналы подсознания, и его невозможно перехитрить.

Как рассказывать историю трудным слушателям. Публика может быть любой – безразличной, упрямой, озлобленной. Не стоит этому сопротивляться. Вы, просто потратите зря свою энергию. Принимайте их такими, какие они есть. Откажитесь от установки противопоставления и обособленности себя и аудитории. В момент повествования вы находитесь в том же смысловом пространстве.

Давайте представим священника, который, желая наставить на путь истинный не очень благонамеренную паству, проклинает ее за все грехи и угрожает адскими муками. Чего он этим сможет добиться?

Существует шесть типов самых трудных слушателей. С каждым из них придется продумать тактику, расставив необходимые акценты:

  • Предлагайте циникам не заверения или обещания, а твердые фактические доказательства ваших добрых намерений (приготовьтесь к тому, что циники захотят перепроверить их).
  • Обидчивым предложите историю, которая побудит одну из обиженных сторон сделать шаг вперед, заставит их гордиться своей инициативой. В главной роли героя этой истории будет миротворец, реальный человек, известный слушателям, или, возможно, герой какой-нибудь легенды.
  • Завистникам предложите более широкую историю, демонстрирующую ничтожность причин для зависти. Давайте представим компанию, в которой враждуют руководители отделов маркетинга и снабжения. Что заставит их объединить усилия? Серьезная угроза для всей корпорации.
  • При разговоре с обидчиками и завистниками нельзя опровергать сам факт проявленной к ним несправедливости. Обвинительные фразы типа «Да, вы понимаете...» запрещены. Эту несправедливость можно «нейтрализовать», только изменив контекст.
  • Дайте отчаявшимся почувствовать собственную силу. Сделать это будет сложнее: у ваших слушателей психология защитной жертвы, которая, возможно, развивалась в течение многих лет. Требуется очень эмоциональная и выразительная история надежды, чтобы сломать эту защиту.

К счастью, таких историй много. Например, история Ника Вуйчича. Это поистине вдохновляющие лидерство! Человек с рождения не имеет рук и ног, однако смог найти смысл в жизни и помогает этот смысл приобрести другим.

Среди отчаявшихся выделяются те, кто охвачен апатией. Таких, на первый взгляд, вообще ничто не интересует. На самом деле апатия просто защищает психику от слишком сильных переживаний. Ваша история должна восстановить связь этих людей с тем, что они ценят и уважают, в чем еще не разуверились (поддержка близких, добросовестная работа и т. д.). Вероятно, на них произведут впечатление истории о тех, кто не придерживался подобных ценностей и за это поплатился. Обращаясь к апатичным людям, помните, что важно разделять иллюзии и надежду: если иллюзии разбиты, это не значит, что надежда умерла. Жадины – самая трудная клиентура. Хорошо, если вам есть что им предложить. Если сделка невозможна, жадина не станет вас слушать. Скажем, глава компании привык терроризировать сотрудников – с чего бы ему соглашаться на поручительное руководство, если дела и так идут успешно? Пожалуй, здесь сработает только отрезвляющая история о вещах, которые не купить никакими деньгами, никакой властью. Вроде той, которую рассказали Скруджу Рождественские призраки. Как мы помним, она имела воздействие на скупердяя.

Истории для разных категорий трудных слушателей имеют нечто общее – они не подпитываются негативной энергией. Никогда не стремитесь пристыдить или запугать слушателей: вы настроите к себе людей враждебно. Какие бы отрицательные стороны они не проявляли, не допускайте превосходства или снисхождения – только эмпатия и уважение. Независимо от того, о каких трагических событиях рассказывается в вашей истории, вы должны помнить о положительном, оптимистичном исходе.

Такое отношение побеждает негатив, который слушатели лелеяли в себе и поддерживали. Оставьте их вдохновленными. Ну или, по крайней мере, обдумывающими сказанное вами.

Как правильно слушать чужую историю

Настоящий рассказчик – это прежде всего хороший слушатель. Перед тем как рассказывать историю, послушайте его старую. Возможно, ваш собеседник переубедит сам себя в процессе своего рассказа. А если нет, вы будете лучше понимать, в какой манере подать собственную историю.

Люди не привыкли к тому, что их будут слушать. Поэтому они будут оперировать «оборонительными» заключениями, личными доводами и просто той информацией, которая чем-то их тронула. Постарайтесь задавать такие вопросы, чтобы они натолкнули собеседника на откровения. Осторожно и ненавязчиво попробуйте перейти к началу истории, к тому моменту, с которого все началось.

Все дело в том, что нет универсальных вопросов, поэтому для достижения поставленной цели нужно относиться со всем пониманием и искренностью. Засыпать собеседника большим количеством вопросов это большая ошибка. Ваша активность сможет запутать и сбить с мысли. Все люди ведут себя словно иррациональные существа. И их истории могут быть как клубки пряжи, такие же запутанные и непонятные.

Не стоит жалеть времени на прослушивание чужих историй. Старайтесь вникнуть и непременно поддержать. Ведь это полезный навык, которым, к сожалению, мало кто владеет. И если мы сами будем относиться к другим рассказам с пренебрежением, то повлиять на этих людей уже не сможем.

Но что делать с тем, когда публике скучно?

Верно, верно! Наш главный враг – это скучная подача информации. Слушателю попросту будет неинтересно. Большинство людей считает, что в их жизни не происходит ничего интересного, а значит они мало что смогут о себе рассказать.

Но, сторителлинг работает немного по-другому. Как заметил один из мастеров фрирайтинга (техника свободного письма, помогающая найти необычные решения, которая основана на том, чтобы на время отключить помешанную на редактировании часть сознания и позволить действовать той его части, которая генерирует идеи. Техника состоит в механическом записывании без какой-либо редактуры всех возникающих в голове мыслей в течение некоторого времени (обычно 10–20 минут)).

Важно: «Истории случаются только с теми, кто умеет их рассказывать», - Лу Уиллетт.

Секрет хороших рассказчиков в том, что они умеют в правильных пропорциях соединить то, что важно им самим, и то, что важно слушателю. Остерегайтесь того, чтобы ваше выступление превратилось в психоаналитический сеанс.

Но если в процессе повествования мы все же сможем пронаблюдать скуку у людей на лицах, то в таком случае можно обратиться к одной из тактик: больше конкретики, делитесь своим жизненным опытом и говорите конкретно о каких-либо действиях или поступках. Ведь хорошие истории всегда богаты деталями:

  • Озадачьте слушателей. Самый простой способ – это напрямую спросить, скучно ли им.
  • Более же сложный вариант –заранее придумать какой-то резкий сюжетный поворот, что точно разбудит публику.
  • Вы можете забыть подробности или просто разволноваться – ничего страшного, просто признайтесь в этом.
  • Не бойтесь критики из зала: люди снисходительны к эмоциональным слабостям.

Напротив, ваше признание может помочь сохранить контакт с аудиторией.

Обратимся к общим правилам для всех хороших рассказчиков

  • Старайтесь каждый день охотиться за какими-нибудь занимательными историями.
  • Подмечайте события, которые будут пробуждать яркие эмоции.
  • Записывайте понравившиеся идеи для будущих историй.
  • Рассказывайте жизненные истории, которые могут стать ярким примером для людей: ваши победы, поражения и поступки, раскрывающие вашу индивидуальность
  • Превратите мечты и тревоги в истории, оживите будущее, а потом внимательно изучите, каким оно получилось в вашем описании и насколько увлекло других.
  • Пересказывайте понравившиеся вам фильмы и книги со своей точки зрения, чтобы другие могли проникнуться вашим отношением к этому.
  • И самая главная история – это история вашей жизни, ведь она неповторима и индивидуальна.
  • Никто и никогда не сможет побывать на вашем месте и увидеть все собственными глазами.
  • Все эти эмоции, переживания. Будут лишь только догадки.

Если вы относитесь к истории своей жизни осознанно, различаете причины и следствия, подмечаете в ней нескучное, то, что способно разволновать, каждого, – если вы относитесь к жизни именно так, она становится лучше, полнее. И коль скоро истории – это инструмент влияния, то в первую очередь они должны влиять на нас самих.

И, напоследок, несколько лучших мыслей.

  1. Рассказывать нужно ту историю, которая запала вам в душу.
  2. К какому бы трудному слушателю ни была обращена история, она не должна излучать отрицательную энергетику. Воодушевляйте публику, а не запугивайте.
  3. Ключевой навык рассказчика – умение вызвать улыбку у самых хмурых слушателей.
  4. Самая важная история – это история вашей жизни.
  5. Не жалейте времени на то, чтобы внимательно выслушивать чужие истории.
  6. Универсальные истины узнаются только с помощью уникальных подробностей. Хорошие истории богаты деталями.
  7. Возможно, одну и ту же историю придется рассказать не раз. Будьте упорны, но не назойливы.
  8. Главное в истории – запомнилась ли она. Именно поэтому с историями стоит быть осторожнее.
  9. Используйте яркие описания. Перебор с яркими описаниями совершенно не нужен, но добавление одного или двух ярких сравнений или метафор в вашу историю может быть отличным способом удержать внимание аудитории.

Попробуйте использовать следующее:

  • Сравнения: Прямое сравнение двух вещей. Например: «Паук был милым, как пушистый черный помпон с ножками».
  • Метафоры: Небуквальное описание. Например: «Новый босс выглядел сварливым и страшным, но на самом деле он был мягким, дружелюбным медведем».
  • Аналогии: Сравнение двух вещей, которые могут быть объяснимы. Например: «Ее настроение было похоже на йо-йо, то радость, то грусть».

Помимо различных функций, о которых мы говорили в развитии навыков сторителлинга, есть еще много других. Есть тот факт, что вы должны постараться изо всех сил, чтобы вернуться к старым историям и проработать этапы редактирования, но во многих случаях это более сложная задача, которая может включать в себя отказ от истории, которая вам больше не подходит.

Именно поэтому, планируя стать прекрасным рассказчиком, вы всегда должны искать историю во всем. При этом вы найдете решения для редактирования вашей игры или персонажей для вашей видеоигры. Они где-то там, разбросаны по миру и ждут, когда вы их найдете, и лучший способ сделать это – увидеть историю во всем.

Найдите время на то, чтобы понаблюдать за людьми. Через несколько минут наблюдения вы внезапно обнаружите, что создали целую историю всего о двух людях. И если вы сможете всегда видеть и находить подобные истории повсюду, у вас никогда не будет недостатка в идеях или решениях.

Важно: Пишите истории за пределами своей зоны комфорта.

Тем не менее, уже ни для кого не секрет, что, пробуя рассказывать истории в разных формах, вы будете развивать свои навыки рассказчика. Так что, если вы готовы воплотить дело в жизнь, начните писать истории за пределами своей зоны комфорта. Это можно легко сделать с помощью письменных подсказок, что делает написание историй в новых средствах или стилях малорискованным предприятием, но в то же время учит вас, как быть хорошим рассказчиком.

Как бы то ни было, главное, чтобы быть хорошим рассказчиком, вы захотите окружить себя историями самых разных стилей и подходов к повествованию. Легко увязнуть в одном и том же подходе к тому, чтобы быть «хорошим рассказчиком», но лучшие рассказчики – это те, кто всегда бросает себе вызов, чтобы увидеть истории по-новому.

Чтобы стать хорошим рассказчиком, требуется время и практика. Не стесняйтесь делать повторения. Процесс обучения тому, как быть хорошим рассказчиком, так же увлекателен (и даже более полезен), как и рассказывать саму историю. И когда вы овладеете этим искусством, вы будете поражены тем, насколько легче создавать эмоциональные связи с окружающими вас людьми – один из самых важных навыков, которыми мы можем овладеть в жизни.

Закажите полный каталог игр ManGO! Games